Горячая линия 8(8712)22-28-39
       
 
   
 
 
 
 

 

Заключение Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике


19.06.2010 16:05

Image   23.03.08г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике «О грубых нарушениях жилищных прав граждан Российской Федерации, выходцев из Чеченской Республики, постоянно проживающих на территории Республики Калмыкия».

В адрес Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике продолжают поступать большое количество жалоб от выходцев из Чеченской Республики, постоянно проживающих на территории Республики Калмыкия, о нарушении их жилищных и других гражданских прав. Рабочая группа, созданная Распоряжением Президента Чеченской Республики № 72-РП от 19.03.2007 года, в составе заместителя Министра по национальной политике, печати и информации ЧР В.И. Светличного – (руководитель группы), членов группы – помощника Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Хакимова О.А., зам. начальника Департамента внешних связей ЧР Х.Х. Мукаева и начальников отделов Аппарата Парламента ЧР Х.А. Мимулатова и Ю.Ж. Сайдуева (далее – Рабочая группа) выезжала в Республику Калмыкия с целью проверки указанных жалоб. Из результатов деятельности Рабочей группы в период с 19 по 30 марта 2007 года видно, что сложившаяся ситуация в отношении граждан России чеченской национальности, проживающих в Республике Калмыкия, позволяет предприятиям, организациям, правоохранительным органам манипулировать юридическими понятиями в угоду конъюнктуре, сложившейся в сфере предпринимательства, в частности, сельского хозяйства. В Республике Калмыкия отсутствует сколько-нибудь разработанная государственная программа воспитания интернационализма и просвещения в области межнациональных отношений. Статьей 2 Конституции РФ понятие «высшая ценность» используется применительно к человеку, его правам и свободам. Этот важнейший конституционный принцип, конкретизируемый в других статьях Конституции РФ, нарушается в отношении лиц чеченской национальности, проживающих в Республике Калмыкия. Конституционным провозглашением прав и свобод человека, как высшей ценности, Российская Федерация признала требования общепризнанных актов международного права. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 1) провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Только признание достоинства является основой для прав и свобод, справедливости. Все права и свободы защищаются равным образом Конституциями Российской Федерации и Республики Калмыкия, не установлены какие-либо иерархии прав и свобод. Социально-экономические права и свободы призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально – значимые потребности личности. Эти права не являются формальными и мнимыми правами и свободами, привилегиями, декларациями и благими пожеланиями. Все эти перечисленные права граждан РФ, установленные Конституцией РФ, в Республике Калмыкия грубо нарушаются. Создается впечатление, что какими-то организованными силами ведется целенаправленная работа по вытеснению граждан РФ, выходцев из ЧР и Дагестана, с целью захвата их имущества, недвижимости, нажитого ими на протяжении десятков лет. В данном случае такая работа ведется в сфере сельского хозяйства против чеченцев, которые трудятся десятки лет в животноводстве. Чеченцев лишают земельных долей, жилищ, другого имущества посредством исков в суды. Выносятся заведомо незаконные решения судов, при вынесении решений применяется ненадлежащий закон, судьи оперируют понятиями, отсутствующими в правовом поле России. Приведем несколько примеров, когда решения судов об изъятии недвижимости, жилищ основаны на откровенно неправомерных доводах истцов – представителей коренной национальности Республики Калмыкия. Ни в одном из судебных решений, вынесенных судами, не упоминаются «Рекомендации по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи», одобренные Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 г. № 96. Указанные Рекомендации применялись в совхозах и колхозах, участники (трудовой коллектив) которых приняли решение об их реорганизации. Очевидно, что чеченцы были отстранены от участия в мероприятиях по реорганизации совхозов в СПК, и поэтому автоматически лишались права на земельные паи, жилище и т.д. Тем временем, п. 7 Рекомендаций (который был грубо игнорирован) гласит: «На получение в собственность земельных долей имеют право работники сельхозпредприятия, в том числе уволенные из этого предприятия после 1 января 1992 г. и до момента возникновения права собственности на земельную долю, т.е. до момента создания СПК». Такое же право на земельную долю имеют пенсионеры, временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы и т.д.), наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства. Пункт 13 этих же Рекомендаций гласит: «Размер имущественного пая каждого лица, включенного в список собственников имущественных паев, рассчитывается на основании стажа работы в данном хозяйстве и среднегодовой зарплаты. Списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев, составляют внутрихозяйственные комиссии по приватизации земли и реорганизации совхозов». Однако чеченцев произвольно лишили права быть включенными в эти списки. И в этом заключаются истоки всех сегодняшних мытарств чеченцев в Республике Калмыкия. Полномочия по осуществлению приема и исключения из членов СПК предоставлены законом общему собранию. Согласно п.6 ст. 40 ФЗ от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельхозкооперации» (с изм. на 11.06.2003 г.), в случае невозможности обеспечить члена кооператива работой в данном кооперативе, ему может быть временно предоставлено право на трудоустройство вне данного кооператива без утраты членства в нем. Но председатель правления СПК «Октябрьский» РК Надмидов В.И. своим распоряжением № 11 от 11.04.2003 г. уволил сразу 11 человек – чеченцев. Обратите внимание – только чеченцев! Он не мог не знать вышеприведенную норму правового акта Правительства РФ. Но пренебрег ею. Суды в своих решениях не обращают внимания на явно незаконные сделки руководителей СПК по отчуждению имущества, жилья, недвижимости, приобретенных чеченцами за десятки лет проживания и работы в Республике Калмыкия. Реализация основных фондов кооператива отнесена ФЗ «О сельскохозяйственных кооперациях» к компетенции общего собрания, поэтому сделка купли-продажи основных фондов в отсутствие решения общего собрания должна быть признана недействительной. Однако Верховный суд Республики Калмыкия в кассационном определении по делу № 33-575/05 от 01.12.2005 г. признал законной продажу животноводческой стоянки, на которой работал и проживал Изнауров А.А., ГУПу «Овата». Здесь любой юрист без труда обнаружит признаки ст. 167 ГК РФ, согласно которым данная сделка является недействительной. Председатель правления не вправе принимать решение об отчуждении основных фондов кооператива. Эту аксиому суд «не заметил». Теперь о жилищных проблемах, создаваемых властями Республики Калмыкия чеченцам. Во всех судебных решениях о выселении чеченцев из своих жилищ определение понятия «жилище» истолковано так, что под жилищем понимается «часть имущественного комплекса животноводческой стоянки», «место отдыха для работников» (места отдыха могут быть только на курортах, санаториях, кемпингах и т.д.). Если бы судья ознакомился со ст. 40 Конституции Российской Федерации и ст. 10 Декларации прав и свобод гражданина (утв. Пост. ВС РФ от 22.12.1992 г. № 1920-1), ст. 20 Гражданского кодекса РФ, он прочитал бы: «Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает». Согласно п.6 ст. 108 ЖК РСФСР: «Лица, проработавшие на предприятиях, предоставивших им служебные и жилые помещения, свыше 10 лет, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения». Статус служебного помещения определен ст. 101 ЖК РСФСР и определяется следующим образом: «Служебные жилые помещения предназначены для заселения гражданами, которые, в связи с характером их трудовых отношений, должны проживать по месту работы или вблизи от него». Почему-то для судьи Яшалтинского райсуда Республики Калмыкия Эминова П.Н. эта немудреная норма закона оказалась недоступной для понимания. Кроме того, он в своем решении о выселении семьи чеченцев из пяти человек договорился до того, что жилище назвал «местом отдыха» (такого понятия в жилищном праве нет). Также очевидна предвзятая позиция, занятая им при вынесении этого решения суда от 11 сентября 2006 года. Судя по представленным материалам, чеченцам из Республики Калмыкия воспрепятствовали в приватизации имущества, преимущественное право на которое они имели. Также их отстранили от права на приватизацию жилья, предоставленного им Законом РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». Лучшие идейные традиции России исключали и исключают ксенофобию, всякое недоброе отношение к соседям. Дискриминация должна быть исключена из практики как государственных органов Республики Калмыкия, так и частного бизнеса. Этого можно добиться только при условии постоянного, непрерывного укрепления законности, при неукоснительном соблюдении принципа равенства всех перед законом. Исходя из вышеизложенного и на основании ст. 2 Конституции Российской Федерации, рекомендую Президенту Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинову, принять по изложенным и другим, многочисленным фактам нарушений их прав надлежащие меры реагирования как высшего должностного лица Республики в целях восстановления нарушенных прав граждан РФ, выходцев из Чеченской Республики, длительное время проживающих на территории Республики Калмыкия, во имя торжества закона и укрепления добрососедских отношений наших народов.

Уполномоченный по правам человека в ЧР Н.С. Нухажиев

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

"Кавказская политика" с Дмитрием Ефремовым "Русские в Чечне"

 

газета "Чеченский правозащитник"

Просмотреть архив газеты

 

журнал "Истоки"

Просмотреть архив журнала