Горячая линия 8(8712)22-28-39
       
 
   
 
 
 
 

 

Заключение Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике


19.06.2010 16:15
 
Image  24.02.09г.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ Уполномоченного по правам человека в ЧР по результатам проверки, изучения и обобщения жалоб и обращений жителей Чеченской Республики в связи с изъятием земельных участков у собственников домовладений для государственных или муниципальных нужд. После трагических событий последних 15 лет на территории Чеченской Республики оказались разрушенными тысячи индивидуальных домовладений и квартир в многоэтажных жилых домах.
 
В 1995 – 1996 годах сотни тысяч жителей республики бегством спасаясь от войны, выехали в разные регионы России и страны Европы. Значительная их часть по настоящее время не возвратилась на Родину. Даже до начала первой военной кампании у многих не было надлежаще оформленных документов на свои жилища, что значительно затрудняло их перерегистрацию, в соответствующих органах на территории Чеченской Республики. Сделки с жильем совершались с грубыми нарушениями федерального законодательства. Имелись случаи обоснования права собственности на жилье ссылками на решение шариатского суда. На одно жилище объявлялись 2-3 и более собственника, подтверждая свои права несколькими вариантами правоустанавливающих документов: ордером на вселение, договором купли-продажи, дарения, наследования и т.д. Сложность этих отношений усугубилось изданием Постановления Правительства РФ от 30.09.1997 г. № 510 «О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в ЧР и покинувшим ее безвозвратно». Считается, что после получения компенсации по этому правовому нормативному акту собственник лишается права собственности на свое временно утерянное жилье. Человек, с семьей покинувший республику в целях сохранения жизни своей семьи (родители, дети, внуки и т.д.), очутившись в чужих краях без денег, без крыши над головой получил деньги, которые помогли какое-то время выжить. Ко мне обратились с коллективной жалобой (всего 72 человека), собственники полностью разрушенных частных домовладений, располагавшихся на улицах Абаканская, Санаторная, Чехова и пер. Вишневый с просьбой о восстановлении нарушенных конституционных прав на жилище и собственность в результате изъятия земельного участка. Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 18.04.2006 г. №158-р произведен отвод земельного участка в границах улиц Лорсанова, Комсомольская, Чехова, Абаканская и Санаторная и пер. Вишневый до рекреационной зоны р. Сунжа для строительства комплекса правительственных зданий. В нарушение требований закона (ч. 3 ст. 279 ГК РФ) собственники жилищ не были уведомлены о предстоящем изъятии земельных участков в установленный законом срок в один год. В связи с изложенным Уполномоченный обратился к Прокурору Чеченской Республики с просьбой о проверке данного факта и принятия мер прокурорского реагирования. По результатам рассмотрения данного обращения в адрес администрации г. Грозного было внесено Представление об устранении допущенных нарушений. Администрация г. Грозного пытается решать эту, глобальную и очень важную для чеченского общества, проблему. Об этом свидетельствуют направление администрацией г. Грозного нескольких вариантов проектов Постановлений Правительства ЧР от 25.05.2007 г., 27.09.2007 г. от 15.10.2007 г., 14.11.2007 г. которые способствовали бы урегулированию сложившейся ситуации. В последнее время увеличивается количество жалоб от жителей г. Грозного о нарушении действующего российского и республиканского законодательства со стороны органов муниципальных и государственных органов Чеченской Республики при изъятии земельных участков собственников разрушенных домовладений для муниципальных или государственных нужд. Так, жительницы г. Грозного Озниева Зина Медатовна и Дакаева Луиза обратились в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике с жалобами о незаконном изъятии земельного участка, расположенного по адресу: г. Грозный, ул. Пионерская, 118 и 118 «а». На мое обращение к Главе администрации г. Грозного, получен ответ (от 07.08.2008 г. №4237/02-20) в котором утверждается, что данный земельный участок не изымался и какие либо ненормативные правовые акты по изъятию указанных земельных участков им не издавались. И это не смотря на то, что на месте целого ряда разрушенных домовладений по у. Пионерской построена автодорога муниципального значения. Также в мой адрес обращаются собственники квартир в многоэтажных жилых домах, которые полностью разрушены, земельные участки расчищены и переданы инвесторам для строительства многоэтажных жилых домов для коммерческой реализации квартир. Речь идет о коллективных жалобах собственников квартир в 4-5 этажных жилых домах, которые располагались по следующим адресам: ул. Космонавтов, д.13 , ул. Мира, д. 68\11, ул. Лорсанова, д. 8\70, пр. Эсамбаева, 24, ул. Дьякова, 17,ул. Поняткова в г. Грозном. На многочисленные обращения, лишившихся жилья с 1995 г., людей администрация г. Грозного ограничивается отписками, смысл которых сводится к одному «имеете право на получение компенсации, свободного муниципального жилья нет, становитесь на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Указанные многоквартирные дома были в свое время, в установленном законом порядке, признаны аварийными в результате авиабомбовых ударов и подлежали сносу. Эти дома были разобраны и стройматериал украден с молчаливого согласия администрации г. Грозного еще в 1995 -1996 г.г., в 2000 и последующих годах. Распоряжением № 281 от 4 марта 2005 г. администрация г. Грозного земельный участок, на котором располагались «П» - образный 5-ти этажный дом сталинской постройки, который имел три адреса: ул. Мира, 68\11, ул. Лорсанова, 8\70, ул. Мира 10 и четырехэтажный жилой дом, замыкавший общий двор (ул. Космонавтов, д. 13), был предоставлен ОАО «Грознефтегаз» на правах аренды (срок аренды не указан) под строительство многоэтажного жилого дома и еще одного объекта ОАО «Грознефтегаз» на данном земельном участке уже построил 9-ти этажный жилой дом и кафе «Ацетек». В силу ст.35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только лишь при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно ст. 1 ГК РФ и ст. 55 Конституции РФ права могут быть ограничены только на основании Федерального закона. Согласно ст. 209 Гражданского Кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Одним из способов принудительного прекращения права собственности лица на такое имущество как земельный участок, служит его изъятие для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, когда земельный участок используется не по целевому назначению или с грубым нарушением правил рационального использования земли. Согласно ст. 49 Земельного Кодекса РФ к государственным или муниципальным нуждам относятся случаи изъятия в связи с выполнением международных обязательств Российской Федерации, для размещения объектов государственного или муниципального значения, включая объекты энергосистем, обороны и безопасности, путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, коммунального снабжения муниципального значения и т.п. Изъятие земельного участка связано с прекращением права собственности на здания, сооружения и другое недвижимое имущество, находящееся на этом участке. По ранее действующему законодательству (ст. 45 Основ Жилищного законодательства СССР и союзных республик от 24.06.1981 г. № 5150-Х (с изм. на 22.05.1990 г., признаны недействующими на территории РФ с 01.03.2005 г. ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ) в случае сноса находящегося в личной собственности граждан жилых домов в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд, указанным членам их семей, а также другим лицам, постоянно проживающим в этих домах, предоставляются квартиры в домах государственного или общественного (муниципального) фонда. Кроме этого, собственник мог использовать по своему усмотрению строительные материалы от разборки строений либо получить за них соответствующую денежную компенсацию. Также гражданам выплачивалась стоимость плодово-ягодных насаждений и посевов. Причем снос, принадлежащих гражданам жилых домов, мог быть допущен в каждом отдельном случае лишь с разрешения соответствующего исполнительного органа власти (п.3 постановления СМСССР от 15.12.1961 г. № 1131, в редакции 21.10.1983 г. № 1015). По Жилищному кодексу РФ, вступившего в силу с 1 марта 2005 года, при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд земельный участок изымается, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ч. 1 ст. 32 ЖК РФ). Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (ч.2 ст. 279 ГК РФ). Полномочия органов местного самоуправления сводятся к реализации принятого вышестоящим органом решения об изъятии жилого помещения путем его выкупа. Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты (ст. 280 ГК РФ). Сам по себе акт изъятия жилого помещения не отменяет и не ограничивает права собственника по владению, пользованию и распоряжению жилым помещением, пока соглашение о выкупной цене не достигнуто и фактически не исполнено. Если соглашение о выкупной цене достигнуто либо постановлено решение суда о выкупе жилого помещения, оно подлежит государственной регистрации и являются основаниями для прекращения права собственности на жилое помещение. В выкупную цену, определяемую по соглашению с собственником жилого помещения, включается стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику его изъятием, включая расходы, связанные с изменением места проживания, переездом, поиском другого жилого помещения, оформлением права собственности на него, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода. При этом собственник жилого помещения должен быть извещен о принятом решении не менее чем за год до предстоящего изъятия жилого помещения и дате государственной регистрации этого решения (ч.3 ст. 279 ГК РФ). Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок (собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (ч.4 ст. 279 ГК РФ). При несогласии собственника с решением об изъятии у него жилого помещения либо с размером предложенной ему выкупной цены, орган, принявший решение об изъятии жилого помещения, вправе обратиться в суд с иском о выкупе жилого помещения. При этом иск может быть предъявлен в течении двух лет с момента извещения собственника жилого помещения об изъятии жилого помещения. В случае пропуска указанного срока он не может быть ни восстановлен, ни продлен, так как это не процессуальный срок. С отказом в иске возможность изъятия жилого помещения не утрачивается, выход из этой ситуации состоит в повторении части процедуры изъятия, начиная вновь с направления извещения собственнику жилого помещения о принятом решении и т.д. Особые правила изъятия жилых помещений в многоквартирных домах предусмотрены ч.10 ст. 32 ЖК РФ. К многоквартирным нельзя относить индивидуальные жилые дома, разделенные между несколькими собственниками. Несмотря на раздел и превращение их, по сути в многоквартирные жилые дома, они отличаются от аналогичных по названию многоквартирных домов, предусмотренных ч.10 ст. 32 ЖК РФ тем, что земельные участки застройщикам выделялись именно под индивидуальную застройку. Кроме того, наряду с домом или его частью у них, в отличие от жильцов многоквартирного дома, имеется и самостоятельное право на земельный участок. Сюда можно отнести и небольшие многоквартирные дома типа финских коттеджей на 2-4 семьи, приватизированные в свое время с закреплением за каждым собственником квартиры самостоятельного земельного участка. Признание многоквартирного дома аварийным является основанием для его сноса. Причем сделать это должны за счет собственных средств собственники жилых помещений дома в срок, установленный органом, принявшим решение о признании дома аварийным. Однако, в связи с известными событиями на территории Чеченской Республики, земельные участки, на которых располагались разрушенные многоквартирные дома, не были оформлены в общую долевую собственность жильцов. В их собственность поступают только сформированные и прошедшее кадастровый учет земельные участки. Согласно ч.2 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который оформлен до введения в действие ЖК РФ (с 1 марта 2005 г.) и в отношении которого проведен государственной кадастровой учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников жилого помещения в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом не оформлен до введения в действие нового ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч.3 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189- ФЗ). Честно говоря, несколько лет назад жителям Чеченской Республики не до этого было. Главной задачей было выжить, сохранить жизни и здоровье своих детей. Однако органы государственной власти и органы местного самоуправления вместо того, чтобы оказать содействие собственникам жилья в оформлении земельных участков в общую собственность, предоставили эти земельные участки коммерческим организациям для строительства жилья под реализацию квартир ночным ценам. В какой-то мере это было оправдано. Город Грозный с приходом к власти нашего Президента Р.А. Кадырова охватил фантастические темпы строительства и восстановления объектов социального назначения и огромные пустоты в центре Грозного не могли оставаться незастроенными. Убежден, что для реализации конституционных прав наших граждан на собственность и на жилище Правительством ЧР будет разработана программа и порядок предоставления жилья взамен разрушенных. Многие заявители, лишившиеся своих жилищ с 1995 года, из-за отсутствия жилья разъехались по регионам России и странам Европы. Вот уже много лет они надеются, что скоро удастся решить проблему с получением жилья. Есть категория пострадавших, которые ждут компенсации не деньгами, а только и исключительно равноценным жильем. Они не подавали заявлений на получение компенсации за утраченное жилье. Их нетрудно понять за 350 тыс. рублей невозможно приобрести жилье. И покрывают лишь малую часть ущерба. Наш народ такую жестокую трагедию пережил, столько потерял и логично ожидать внимание со стороны Федерального центра, какое он оказывает пострадавшим от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в других субъектах РФ. К примеру, пострадавшие от землетрясения в г. Невельске на Сахалине в 2007 году получили государственные жилищные сертификаты, на которые можно приобрести жилье в любом регионе России. Город Ленск в Якутии, пострадавший от наводнения в 2001 году меньше чем за один год отстроили на новом месте. Таких случаев много. Пунктом 8 Порядка осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористической акции (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2001 г. № 90) предусмотрено обеспечение жильем граждан, лишившихся жилья в результате террористической акции, как путем выдачи им в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, так и путем предоставления им безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, а также в соответствии с порядком, установленным законодательством субъекта РФ. Правила выпуска, предоставления и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий разработаны Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 г. № 982. Особо хочется отметить, что ситуация, сложившаяся в жилищной сфере является глобальной и для ее разрешения необходимо объединение усилий власти и общества. С 1995 г. тысяча наших жителей разбросаны по всему миру и выживают, кто как может. Многие из них возвратились бы домой при условии предоставления жилья, равноценного утерянному, т.к. обеспеченность жильем является одним из условий нормального существования человека в обществе. Закрепленное на основе международно-правовых актов право каждого на жилище заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жильем, занимаемым лицом на законных основаниях. В силу известных событий в Чеченской Республике сложилось нездоровая ситуация в сфере соблюдению конституционных прав на жилище, наблюдаются многочисленные случаи изготовления фальшивых правоустанавливающих документов, на основе которых некоторые граждане ухитряются установить право собственности на чужое жилье. Есть многочисленные жалобы со стороны русскоязычного населения, покинувших республику еще в 1994 г. Они в силу разных причин не могут приехать для оформления своих прав на покинутые ими жилища. Имеются случаи завладения покинувших домов посредством изготовления поддельных правоустанавливающих документов. Проблемы в жилищной сфере, прежде всего, являются следствием произвола, царившего в республике во времена ичкеризма. Своевременное принятие эффективных мер по наведению порядка в жилищной сфере и вопросах изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд будет способствовать установлению социально-политической стабильности в нашем обществе. В связи с изложенным, в целях наведения жесткого, прозрачного и стабильного порядка в вопросах учета, оформления прав на жилье и распределения жилья и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд необходимо принять ряд государственных мер. Считаю, что назрела необходимость для решения многочисленных проблем, сложившихся в практике оформления права собственности на жилище и вопросах изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Среди главных причин возникновения этих проблем, на мой взгляд, являются низкая профессиональная квалификация сотрудников органов местного самоуправления, инертность правоохранительных органов и правовая безграмотность населения. Для наведения эффективного порядка в изложенных выше сферах,

РЕКОМЕНДУЮ: 1.Обеспечить участие созданных во исполнение Указа Президента Чеченской Республики № 451 от 06.12.2007 г. «О дополнительных мерах по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике» советов по оказанию содействия главам администраций городов и районов Чеченской Республики в обеспечении земельных прав собственников жилья при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, изучении сложившейся ситуации, связанной со случаями незаконного изъятия земельных участков индивидуальных домовладений и многоквартирных жилых домов. 2.По результатам рассмотрения данной проблемы и анализа конкретных жалоб о нарушении земельных прав граждан своевременно информировать Главу администрации г. Грозного и глав администраций городов и районов республики с вынесением рекомендаций о возможных и необходимых правовых мерах по восстановлению нарушенных земельных прав граждан.

Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Н.С. Нухажиев

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

"Кавказская политика" с Дмитрием Ефремовым "Русские в Чечне"

 

газета "Чеченский правозащитник"

Просмотреть архив газеты

 

журнал "Истоки"

Просмотреть архив журнала